Вестник ОмГУ Выпуск Тематика Литература

Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3. С. 97-101.
© Омский государственный университет, 1999
УДК 379.8

Чтение художественной литературы в структуре досуговой деятельности студентов

С.Е. Мансурова, Е.М. Смирнова, Л.А. Ступникова

Омский государственный технический университет, библиотека
644050, Омск, пр. Мира 11

Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографоведения
644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Получена 18 мая 1999 г.


Readinng the Fiction in the structure of Students Leisure Work

В 1996-1997 годах в Омском государственном техническом университете (ОМГТУ) среди студентов было проведено исследование по изучению направленности чтения художественной литературы.

Особенности чтения определялись с помощью анкетирования 1, интервьюирования, анализа читательских формуляров.

Для сравнения чтения исследования проводились в Омском государственном университете (ОМГУ)2 [1] и Омском филиале Алтайского государственного института искусств и культуры (ОФ АГИИК) 3 [2].

Ответы читателей ОмГУ на вопрос "Чем чаще всего они занимаются в свободное время" представлены в табл. 1.

Таблица 1 Жанровые предпочтения

  А   Ф  
Вопросы Абс. % Pанг Абс. % Ранг
Какую литературу вы предпочитаете            
новейшую зарубежную 87 71,3 1 1256 49,3 1
новейшую российскую 58 47,5 2 598 23,5 2
зарубежную классическую 48 39,3 3 288 11,3 3
русскую классическую 43 35,2 4 126 4,9 5
русское зарубежье 17 13,9 5 281 11,0 4
Каковы ваши жанр.-темат. интересы            
фантастика 79 64,8 1 486 19,1 3
детектив 57 46,7 2 577 22,6 1
исторический роман 57 46,7 3 165 6,5 4
приключения 53 43,4 4 144 5,6 6
фэнтези 43 35,2 5 576 22,6 2
мистика 37 30,3 6 86 3,4 8
психологический роман 37 30,3 7 51 2 10
интеллектуальный 34 27,9 8 58 2,3 9
триллер 27 22,1 9 129 5,1 7
сентиментальный роман 23 18,9 10 158 6,2 5
поэзия 18 14,8 11 52 2 11
автобиографический 9 7,4 12 21 0,8 13
семейно-бытовой 8 6,6 13 33 1,3 12
драматургия 3 2,5 14 13 0,5 14

"А" - количество студентов, которые отдали предпочтение этой литературе в анкете. "Ф" - количество взятых книг по читательским формулярам. Всего студенты взяли 2549 книг.

Нужно отметить, что многие студенты выбрали более одного варианта ответа, например: чтение книг и занятие спортом, чтение книг и просмотр телевизора.

Каких-либо существенных отличий в том, чем занимаются студенты разных курсов, нами не было замечено. Большинство читателей на первое место поставили "чтение книг". В общей сложности "чтение книг" отметили 96 человек, что составляет 79, 2% опрошенных студентов. На втором месте - "просмотр телевизора" 28,3%, на третьем - занятие спортом и общение с друзьями.

Подавляющее большинство студентов отдали предпочтение чтению художественной литературы: 77% респондентов ОФ АГИИК, 91,3% - студентов ОмГУ. Следует отметить, что чтение художественной литературы для студентов гуманитарных вузов является программным. В 1992 г. Е.И. Коган, изучая чтение студентов библиотечного факультета, подчеркивала это [3]. "Для многих коллективов основное чтение - это огромные программные списки по литературным курсам. Кто как может справляется с этими списками, но потери здесь очевидны. Чаще всего не читаемые, а листаемые произведения литературы теряют свою подлинную прелесть и ценность, превращаясь в довольно скучный перечень прочитанных классических и современных отечественных и зарубежных изданий... Чтобы осмыслить эти неподъемные пласты, насладиться творениями писателей, нужно время, только тогда можно надеяться, что они будут прочитаны и "для души". "Читаю только по программе. Это наша беда", - пишет студентка, сетуя на недостаток времени читать что-то другое. Возможно, поэтому скудны ответы на вопрос, что прочитано студентами за год помимо программного чтения" (3, с.83). Между тем, по ее же наблюдениям в 1981 г. на аналогичный вопрос студентами называлось много писателей, не входящих в программные списки. Исследователь отмечала, что читать студенты стали меньше.

Об этом же свидетельствуют и опросы Института книги [4]: если в начале 1992 г. художественную литературу читали 94% населения, то в конце 1993 г. только 60%. В 1996 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения получил те же результаты [5].

То, что молодежь до 20 лет отдает предпочтение чтению художественной литературы, получило подтверждение в опросе, проводимом в Омске в августе 1996 г.: 71% выбрали именно его [6].

Оптимистичны ответы на второй вопрос анкеты нашего исследования: могут ли респонденты представить свою жизнь без чтения художественной литературы. Лишь 18 из 122 опрошенных студентов ОмГТУ (14,7%) ответили утвердительно, причем только некоторые из них пытались как-то объяснить это: "я найду, чем себя занять", "отнимает много времени", "существует много других интересов", "могу, но будет жутко скучно", был и такой ответ - "чтение художественной литературы для меня - лишь трата времени" (хотя нужно сказать, что за год этим читателем в отделе художественной литературы было взято 55 книг).

Те, кто ответил отрицательно, отмечали: "люблю читать", "мне это нравится", "будет скучно". Кроме того, были и такие высказывания: "чтение художественной литературы доставляет большое удовольствие", "меня интересует жизнь других людей", "с ними (художественными книгами) отдыхаешь душой", " художественная литература обогащает мои знания и воображение", это единственное развлечение в нашей жизни", "без художественной литературы падает уровень культуры человека", "отвлекает от повседневных забот", "помогает лучше понять мир", "дает то, чего нет в жизни", "чтение вошло в привычку", "необходима для отдыха", "книга - источник мудрости". Уже в этих ответах прослеживаются два направления чтения студентов: познавательное и развлекательное. В ОмГУ утвердительно на этот вопрос ответили 30,4% респондентов, в ОФ АГИИК - 9% - профиль вуза вновь играет немаловажную роль ("лучше буду читать специальную", "есть и другие дела"). Так звучат высказывания студентов университета: "скучно, когда не читаю", "успокаивает, помогает решать личные проблемы, главное - получаю удовольствие", "это является частью моей души" и так ответили будущие библиотекари и режиссеры: "это часть моей жизни", "это неотъемлемая часть духовного развития любого человека", "слишком много потеряю для души", "этого требует профессия" и другие ответы.

Сведения об объеме чтения студентов ОмГТУ были получены как из опроса, так и из читательских формуляров.

Респондентам было задано два вопроса: сколько произведений ими было прочитано за последний месяц и что могут сказать о регулярности своего чтения. В ходе анкетирования были получены следующие результаты. Большинство (58,2%) опрошенных читают художественную литературу постоянно, причем 75,4% - более трех книг в месяц. Читают эпизодически - 33,6%, крайне редко - 8,2%. За последний месяц 19,7% респондентов прочитали 1-2 книги, 4,9% - не прочитали ни одной.

Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов ОмГТУ в среднем в месяц взяли на абонементе художественной литературы 2-3 книги. Если учесть, что респонденты могли взять книги для чтения в других библиотеках, у друзей или имеют домашнюю библиотеку, то становится очевидным, что данные формуляров соответствуют заявленному в анкетах объему чтения.

В ходе анкетирования студентов ОФ АГИИК и ОмГУ были получены следующие результаты.

Более или менее регулярно читают художественную литературу около 60% респондентов института культуры, и около 40% - университета. Данный вывод вытекает из ответов на вопрос о количестве прочитанных за месяц книг. Между тем, студенты ОФ АГИИК в большинстве ответили, что они читают эпизодически (56,5%), а студенты ОмГУ, наоборот, - постоянно (47,8%). Налицо некоторое расхождение. Возможно, для некоторых библиотекарей и режиссеров пять и более прочитанных книг за месяц - это эпизодическое чтение, а юристы и экономисты считают, что если они прочитали 2-3 книги в месяц, то это чтение уже можно назвать постоянным. На вопрос о том, читают ли респонденты художественные произведения в газетах, журналах и книгах, большинство ответили удовлетворительно, причем предпочтение отдано последним.

В исследовании чтения жителей небольших городов (1972 г.) эти показатели были другими: книги читали 92% опрошенных, журналы - 62%, газеты - всего 4% (9). При сопоставлении обнаруживается: снизился интерес к журнальным публикациям, даже при том, что в чтении студенчества встречаются в основном журналы развлекательного характера. Как не вспомнить здесь "журнальный бум" конца 80 - начала 90-х годов, когда читатели проявляли интерес не только к опубликованным в журналах художественным произведениям, но и к острым публицистическим статьям на актуальные темы [7].

Лишь немногие студенты технического университета назвали журналы: "Если", "Смена", "Новый мир", "Чудеса и приключения", "Мы", "Юность".

В институте культуры литературно-художественные журналы читают 60% студентов-библиотекарей. Лидирует журнал "Иностранная литература". Были названы также: "Новый мир", "Аврора", "Юность", "Смена". В ОмГУ студенты большей частью называли те же журналы, что и в ОФ АГИИК. Следует отметить, что такие журналы, как "Смена", "Юность", "Иностранная литература", всегда были популярны в студенческой среде.

Обобщенные данные о предпочитаемой студентами ОмГУ литературе, о наиболее привлекательных для них жанрах представлены в табл. 2.

Таблица 2 Распределение свободного времени

курс 1 2 3 4 5 6 Абс. %
занятие                
чтение книг 15 18 17 16 18 11 95 79,2
просмотр ТВ 6 6 9 6 4 3 34 28,3
занятие спортом 5 6 7 3 1 5 27 22,5
свободное время                
провожу с друзьями 7 3 7 4 3 3 27 22,5
техн. творчество 1 6 3 1   1 12 10,0
рукоделие 1 4   2 2 1 10 8,3
посещение театра 1 1 2 2   1 7 5,8
участ. в твор. кол. 1   1 2 1 1 6 5,0
прочее       2 1   3 2,5

В ходе нашего исследования выявилась четкая зависимость между жанровыми пристрастиями студенчества и профилем вуза.

Если провести рейтинг четырех самых популярных жанров, то по данным анкет получается следующая картина: чем "гуманитарнее" вуз, тем больше в чтении студентов "серьезных" жанров: если для читателей технического университета это исторический роман, то в ОмГУ - историческая и интеллектуальная проза, а в ОФ АГИИК - все четыре перечисленные в таблице: психологическая и интеллектуальная проза, поэзия, историческая литература.

В 1991 г. В.П. Беляниным были получены аналогичные результаты: в чтении студентов-математиков преобладали детектив, фантастика, приключенческая и историческая литература, а студенты-филологи увлекались классикой, интеллектуальной и психологической прозой, поэзией, драматургией [8].

Некоторые выводы можно сделать на основе анализа читательских пристрастий студентов к детективам. Наибольшую заинтересованность к ним проявили респонденты ОмГУ - 60,8% опрошенных. И, видимо, это не случайно, так как 16 человек из 23 (т.е. 70%), участвующих в исследовании, это юристы. Именно их будущая специальность обусловила такой интерес к детективной литературе.

Для студентов технического университета скорее характерен развлекательный мотив чтения, 46,7% респондентов ОмГТУ увлекаются детективами, в читательских формулярах эта литература составила 22,6%: это произведения Д.Х. Чейза, А.Кристи, В.Гарднера, Ж.Сименона, Г.Чандлера, Д.Хэммета, М.Спиллейна, В.Пронина, Н.И. Леонова, Д.Корецкого, В.Доценко и других.

В институте культуры лишь 16% опрошенных студентов ответили, что интересуются детективной литературой.

Нужно сказать, что исследователи всегда фиксировали стабильный интерес читателей к детективам: и в 80-е, и в 90-е годы. Правда, сегодня все большую популярность приобретают произведения российских писателей: книги В.Пронина, Н.Леонова, Д.Корецкого, В.Доценко, а также произведения С.Высоцкого, Л.Словина, В.Шитова, Ч.Абдуллаева, А.Серого и др.

Результаты исследования показали, что фантастикой, как и 25 лет назад, и позднее больше всего интересуются студенты технического вуза: 64,8% читателей. Пятую часть (19,1%) выданной респондентам литературы составляют именно фантастические произведения таких писателей, как Р.Хайнлайн, Г.Гаррисон, К.Д. Саймак, П.Андерсон, Р.Бредбери, А.Азимов, А. и Б. Стругацкие, К.Булычев.

Приключенческая литература в читательских формулярах студентов содержится в небольшом количестве (всего 5,6%), хотя в анкетах 43,4% опрошенных отдали ей предпочтение. Данное расхождение мы связываем с тем, что скорее всего произведения приключенческого жанра имеются в достаточном количестве в домашних библиотеках. Трудно представить себе семью, где не было бы ни одной книги Р.Сабатини, М.Рида, Ж.Верна, Ф.Купера, Э-Берроуза, А. Дюма.

У студентов ОФ АГИИК и ОмГУ фантастика и приключения пользуются меньшим спросом: лишь у 15% респондентов института культуры и у 13% - университета. Их интересы в области этих двух жанров в основном совпадают с результатами исследований последних лет. В рейтинге изданий, ставших бестселлерами в 1994 г., приключенческая литература составила 15%, фантастика - 14%, в 1996г.: 12% и 15% соответственно в мягком переплете и 16% и 19% в твердом.

Популярен в студенческой среде исторический роман. В ОмГУ ему отдали предпочтение 34,8% опрошенных студентов, в ОФ АГИИК - 37%, в ОмГТУ - 46,7%.

По данным анкетирования 27,0% студентов технического университета интересуются интеллектуальной прозой и 30,3% - психологической. У библиотекарей и режиссеров интеллектуальный и психологический роман пользуется большей популярностью: им отдали предпочтение 53% и 63% респондентов, соответственно в ОмГУ - гораздо меньше, 30,4% и 21,7%. Особый вопрос в анкете был посвящен поэзии: "принято считать, что современная молодежь редко обращается к поэзии, так ли это?" Утвердительно на этот вопрос ответили 77 опрошенных студентов ОмГТУ, что составляет 63% от общего числа респондентов технического вуза. Причины этого явления студенты видят в следующем: "непонимание старых классиков и отсутствие хороших новых поэтов", "поэзия для современной молодежи не актуальна", "исчезает романтика", "поэзия оторвана от прозы реальной жизни", "общее падение нравов", "возведение в культ материальных благ", "не интересно", "многие относят поэзию к сентиментальному жанру", "сложна для восприятия, особенно современная поэзия", "ничего для себя в поэзии не нахожу", "человек не думает стихами", "за редким исключением" и т.д. Именно эти ответы объясняют, почему так мало студентов ОмГТУ увлекаются поэзией (14,8%). Всего 2% составляют поэтические произведения и в читательских формулярах.

Примерно столько же (13%) читателей интересуются поэзией в ОмГУ, причем 43,5% опрошенных согласны с тем, что она мало привлекает современную молодежь. А причины студенты университета назвали те же, что и респонденты ОмГТУ: "нет времени", "есть более интересные вещи", "для меня это скучно", "не интересно", "низкая культура общества", "не понимают" и т.д.

Эти данные подтверждают уже имевшиеся в исследовании сведения о невысоком спросе на поэзию [9].

"Теперь тебе не до стихов, о слово русское, родное...", - эта мысль Ф.И. Тютчева, высказанная почти полтора века назад, как нельзя точно отражает сегодняшнюю ситуацию.

Вместе с тем следует отметить: при анкетировании 33% библиотекарей отдали предпочтение поэзии, 34% - режиссеров З-го курса и 54% - режиссеров 2-го курса. Варианты ответов были типичны. Студенты подчеркивали, что или они сами увлекаются поэзией, или в кругу их родных и знакомых поэзию любят и читают. 42% согласившихся с утверждением, что современная молодежь мало интересуется поэзией, среди причин такого явления назвали следующие: "большинство людей обладает другим душевным складом", "из-за того, что поэзия нужна для духовной жизни, а не для экономического благосостояния", "есть много более легкой литературы" и т.д. Самый распространенный ответ - "любовь к поэзии не привита с рождения, со школы".

На вопрос о книге года только 14 человек в ОмГТУ назвали конкретного автора и произведение. Среди них: "Аэропорт" А.Хейли, "Аквариум" В.Суворова, "Мифы Вселенной" Р.Асприн, "Властелин колец" Д.Р.Р.Толкиена, "Хроника Эльбера" Р.Желязны, сборник "Замок ужаса", "Философский камень" В.Сартакова, "Пасынки Вселенной" Р.Хайнлана и т.д.

Так как большая часть студентов затруднилась ответить на этот вопрос, возможно, прав один из респондентов, когда утверждал в анкете, что "сегодня год - это слишком много для одной книги". Не случайно и в ОмГУ 74% опрошенных не ответили на этот вопрос. Только трое назвали: "Побежденные" И.Головкиной, "Красное колесо" А.Солженицина, "Госпожа Бовари" Г.Флобера.

Среди книг, названных студентами института культуры, были произведения, которые для определенных читателей всегда являются своеобразной "книгой года", и те, которые они открыли для себя недавно: Г.Миллер "Тропик козерога", Р.Бах "Чайка Джонатан Ливингстон", Р.Бах "Иллюзии", У.Эко "Имя розы", Э.Радзинский "Господи, спаси и усмири Россию", А. и Б. Стругацкие "Град обреченных", Ш.Бронте "Джейн Эйр", Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда", С.Моэм "Подводя итоги" и другие. Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что чтение художественной литературы занимает ведущее место в структуре свободного времени студенческой молодежи.

Собранные материалы показали, что чтение студентами технического университета носит преимущественно развлекательный характер.

О ведущей роли развлекательного чтения свидетельствует то, что 65% опрошенных в ОмГУ художественная литература "дает возможность отдохнуть", 46% - "помогает развлечься".

Особенности чтения студентами технического вуза были сопоставлены с данными других исследований.

Сравнение показало, что в чтении студенческой молодежи ОмГТУ и ОФ АГИИК имеются существенные различия.

Если для респондентов технического вуза характерна развлекательная, компенсаторная направленность чтения, то для студентов гуманитарного - познавательная, эстетическая: наибольшей популярностью у них пользуется такие жанры художественной литературы, как интеллектуальная и психологическая проза, поэзия и преимущественно - классическая литература.

Можно констатировать, что на чтение студенческой молодежи большое внимание оказывает профиль вуза, в котором студенты учатся.


1 Опрошено 122 студента (25 девушек и 97 юношей)- I-VI курсов следующих факультетов: электротехнического, аэрокосмического, радиотехнического, холодильных машин, автоматизации.
2 Опрошено 16 студентов юридического факультета (12 девушек и 4 юноши) и 7 экономического факультета (5 девушек и 2 юноши).
3 Опрошено 69 будущих библиотекарей и режиссеров (57 девушек и 12 юношей).

Литература

[1] Буракова В.П. Художественная литература в чтении студенчества: Контр. работа по курсу "Обслуживание читателей". Омск, 1996. 24 с. /Рукопись/.
[2] Чарикова Е.В. Студенты-читатели художественной литературы: Вып. работа/АГИИК; Ом. филиал. Омск, 1996. 185 с. /Рукопись/.
[3] Коган Е.И. Что читают наши студенты // Сов. библиотековедение. 1992. 3-4. С. 80-85.
[4] Рейтблат А.И. Кто и что покупает: итоги всерос. опроса // Кн. дело. 1995. 2. С. 31-33.
[5] Савельев О. Место чтения в досуге россиян // Кн. обзрение. 1996. 39. С. 3.
[6] Корб В. Листок: занятие // Ореол-экспресс: Свободная еженед. газ. 1996. 41. С. 9.
[7] Равинский Д.К. Чтение в контексте времени // Что мы читаем? Какие мы?: Сб. науч. тр. / РНБ; Сост.: Е.В. Захарова, О.С. Либова, Д.К. Равинский. СПб., 1993. С. 9-15.
[8] Белянин В.П. Субъективные предпочтения читателя: с чем они связаны // Там же. С. 92-100.
[9] Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исслед. чтения и читательских интересов / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М.: Книга, 1973. 328 с.
Закажите нагрузочное тестирование приложений